|
О стиле Косибо
Вступление
Большинству приходящих в залы людей не требуются призовые места на соревнованиях,а нужны им конкретные навыки выживания в различных ситуациях, в которые может поставить их жизнь. Приходя в Додзё люди, в подавляющем большинстве, ищут эффективность. Эффективность своих действий, в первую очередь, в реальной ситуации не ограниченной какими-то правилами.
У Ознобишина: "Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки".
КоСиБо - это система, помогающая человеку приобрести эффективные навыки самозащиты, для сохранения своей жизни и здоровья в критической ситуации. Лучше, если даже противник остался живым и здоровым. Ведь не даром старые Мастера говорили: "Лучший поединок - это тот, который не состоялся."
"Чтобы победить противника, сначала надо победить себя".
Если есть тело
Чтобы тело стало здоровым, надо очень сильно потрудиться, причём не только физически.
Победа в поединке характеризуется пятью составляющими: сила, техника, тактика, стратегия и дух (психологическая подготовка воина).
Сила и боевые единоборства, вещи совершенно неотделимые. Мощные удары требуют хорошо развитой мускулатуры. Почему именно сила? Да потому, что без соответствующей физической силы, техника будет ни больше ,чем пустым размахиванием ногами и руками. Как говорили старые китайские мастера, "вышивание ногами", а про дух можно забыть и вовсе. Сила и выносливость, как фундамент у здания, как почва для будущего урожая.
Для хорошего овладения техникой требуется длительная и подчас суровая тренировка. Посредством подготовленного тела легче осваивать сложные техники боя, только с развитым телом следует переходить, например, к набивке, и подходить к энергетической работе. На своих тренировках я практикую разнообразные упражнения, как с партнером, так и без, повышающие уровень силы, и в месте с тем выносливости. Все группы мышц можно прокачать при помощи обычного стула, пола и вертикальной стены ,с партнёром или без. Да, иметь штангу, гантели или тренажёры было бы не плохо, но совершенно не обязательно. Тем более, что упражнения должны быть направленными на увеличении скорости удара, работать на "взрыв" и важно не "перекачаться", чтобы не быть подобным грузовику ,догоняющему на первой передаче зайца. Мощный атлет - это не сильный атлет, а тот, кто может проявить свою силу быстро. Такая мощь равна силе, умноженной на скорость. Наша сила зарождается в нашей голове!
Боевые искусства - это формирование духа, через формирование тела.Руки, как универсальный вид оружия человеческого тела, по своей природе практического применения, неповторимы.
Не зря говорится, противник должен быть повергнут, не видя твоих рук. Ведь руки в единоборствах используются не только для ударов, но и для толчков, рывков, бросков, захватов, удержаний, удушений, и т.д. А для того, что бы действие нападения или защиты прошло эффективно, атакующая часть тела соответственно должна быть подготовлена. Тело настоящего воина должно всегда быть готово к действию, в любое время суток, года, вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Посредством изнурительных тренировок каждая часть вашего тела должна превратиться в бесперебойное оружие с неиссякаемым запасом боеприпасов. Именно мышцы и сухожилия и являются этими самыми боеприпасами. В основу тренинга, практически во всех стилях каратэ, положено триединство: кихон - ката - кумитэ.
Кихон ("основная техника")
Служит для отработки связей разум-тело, когда вырабатывается устойчивый двигательный навык, позволяющий выполнять любое действие автоматически, рефлекторно, исключая участие сознания в движении.
Я считаю, что "классикой" надо заниматься для познания физиологии и биомеханики различных частей тела, чтобы узнать культуру передвижений. В дальнейшем, надо большее время тренировки уделять импровизациям, с учётом индивидуальных способностей каждого занимающегося, не забывая истоков. Опустошить чашу знаний с тем, чтобы её можно было наполнить. То есть из всего разнообразия техники выбрать именно ту, которая вам подходит, исходя из ваших индивидуальных параметров (рост, вес, возраст).
Ката ("формальные упражнения")
Необходимы для совершенствования психологических характеристик личности и являются психическим самоконтролем за реализацией достигнутого в кихоне. Всё хорошо в меру, поэтому выполняя "кихон" и "ката", главное, самому не превратиться в те самые классические блоки и удары и не быть сильно запрограммированными ими.
Чтобы выразить себя свободно, надо "умереть" для всего вчерашнего, а из "старого" взять безопасность, тогда из "нового" можно выиграть непрерывное течение времени.
Кумитэ (спарринг, бой)
Это отношение и с противником, и с самим собой, непрерывно изменяющееся, живое и никогда статическое.
Если стиль учит вас какому-то методу борьбы, то вы можете вести бой в соответствии с ограничениями этого метода, и на первоначальных тренировках это допускается,но это будет не настоящий бой, а учебный. Хотя бы потому,что на улице никто не ходит в "кибодачи", в боксёрских перчатках и защитных шлемах.
Когда есть свобода от механических условностей - есть простота.
Когда в долю секунды жизнь оказывается в опасности, то у вас не будет времени удостовериться, что ваша рука находится на бедре, а стойка соответствует стилю. Простота-самое короткое расстояние между двумя точками, а мастер должен быть способен ударить, где бы не находилась его рука.
Чтобы понять бой, надо познать пустоту и спокойствие вашего ума. Будьте пустыми, не имея ни стиля, ни формы.
Должен быть дух
Отличительной особенностью японских боевых искусств стало то, что при овладении ими первостепенное значение приобрела морально-этическая сторона, а формирование физически развитой личности было отодвинуто на второй план. Понятие "до", связанное с дзэн-буддизмом, стало главным нравственным принципом боевых искусств. Оно должно было помочь воину войти в соприкосновение с божественным духом, уловить его присутствие, увидеть его существование. Решающими факторами в деле выработки силы духа были концентрация внимания (отрешенность от всего постороннего), медитация и следование ритуалу.
Физическое воспитание осталось вторым образующим элементом боевых искусств и требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития силы и выносливости, выработки инстинктивной реакции и координации движений. Подлинные школы будо бережно сохраняют духовно-нравственные традиции воспитания адепта боевых искусств. Мастера боя добавили к своим тренировкам методы духовного совершенствования и управления умом , а также, развития панорамного, глобального видения окружающей ситуации. Таким образом, практическое физическое развитие происходит параллельно развитию психики, что приводит к более широкому восприятию, как самого себя, так и мира в целом.
Сегодня, "боевой дух" также актуален не только на тренировках, но и в повседневной жизни. Ведь никто из нас не застрахован от встречи с подонками общества. Столкновение с ними может произойти в любом месте - на улице и в магазине, в кафе и в салоне общественного транспорта, на пляже и в подъезде жилого дома.
Современные "крутые" - это, как правило, молодые мужчины, юноши либо подростки, одурманенные алкоголем или наркотиками, побуждаемые низменными инстинктами. Обычно, они налетают стаей и не знают пощады к своим жертвам. В этом смысле, жизнь у нас почти не изменилась за последние триста лет. По-прежнему надо уметь в одиночку противостоять шайке негодяев, вооруженных холодным, а иной раз и огнестрельным оружием. По прежнему, в такой схватке нет и не может быть никаких компромиссов: либо вы победите, либо вас изувечат или убьют. По прежнему, решающим фактором победы будет "боевой дух".
Стратегия и тактика
Есть искусство спортивного боя, т.е поединок спортсменов, соревнующихся по принципу "пусть победит тот, кто сегодня лучше". Спортивные спарринги всегда ограничены определёнными правилами,чтобы не нанести тяжёлую травму спортсмену. И есть уличный мордобой, не знающий пощады и правил, где все скопом кидаются на одного.
Готовы ли Вы к тому, что нападающие "на улице" ведут себя совсем не так, как в спортивном зале (хотят избить, искалечить, может быть, даже убить)?
Готовы ли отражать нападение сразу нескольких человек, из которых хотя бы один стремится зайти сзади?
Готовы ли к тому, что противник обязательно применит оружие (ножи, дубинки, кастеты, цепи, разбитые бутылки)?
Готовы ли драться в парке на скользкой после дождя траве, в темном подъезде, в захламленном дворе, в набитой пассажирами электричке?
Для того, чтобы остаться невредимым в бою, тем более чтобы выжить, хороши любые средства, любые приемы, любые хитрости. Меньше всего имеет значение, красиво вы действуете в бою или коряво, работаете "по школе" или каким-то диким способом, ведете себя по-рыцарски или "подло". Важен только результат и его цена. Все остальное - пустая болтовня.
Исходя из сказанного, можно дать определение: "Стратегия боя-одержать победу и выжить, а Тактика - это использование человеком любых приемов и действий, помогающих ему сохранить самоуважение, свои права, имущество, здоровье и жизнь в ситуациях реального, а не условного нападения".
Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа джиу-джицу - "поддаться, чтобы победить". В качестве образных примеров он приводил ветку, сгибающуюся под грузом снега до тех пор, пока не сбросит его, и гибкую иву, распрямляющуюся после бури, в отличие от поверженного могучего дуба.
Так, например, в ближнем бою техника основана на ударах локтями, коленями и головой, широко используются подсечки и подножки, болевые приемы и броски. На дальней дистанции применяются удары кулаками, пальцами, стопами на любом уровне, в том числе и с подскоками.
Тактика боя включает в себя, также, и умение превращать в оружие любые предметы, оказавшиеся под рукой.
Заключение:
Боевое искусство не практикуют — боевое искусство исповедывают.
Мастерство — это не пояс, не дан, не знание изощрённых техник и сложных кат — это изначальная простота. Это сама жизнь. Её правда. "Мастерство есть правда жизни", — сказал Брюс Ли.
Мастерство — это не пояс, не дан, не знание изощрённых техник и сложных кат — это состояние души, это образ жизни, это понимание, осмысление глубинных законов, по которым функционирует Вселенная и жизнь в соответствии с этими законами — что значит понимание Бога, которое приходит через познание Бога в себе...
А познав — можешь делать всё что угодно. И тогда выиграв — ты выиграл как мастер, а не как ремесленник. Проиграв — ты проиграл как мастер, а не как подмастерье. Победы и поражения не играют для тебя никакой роли — ты мастер, ты состоялся, ты познал что-то важное... Бога... Ты уже независим от побед и поражений, для тебя есть лишь путь мастерства, который находится по ту сторону и побед и поражений, и сложных техник и примитивных действий, и поясов, данов и полного отсутствия знаков отличия... по ту сторону стилей — да и самих боевых искусств.
Мастер, поняв законы Универсума, законы гармонии Вселенной восстанавливает утраченную гармонию, а не разрушает её. Как йоги считают хатху-йогу и практику асан лишь "предйогой", так и мастер боевого искусства относится к боевому искусству в виде рукопашного боя как к "пред боевому искусству". Но многие путают конечную цель и средства, инструменты достижения цели. Занимаясь лишь совершенствованием инструментов они упускают из вида цель — достижение гармонии, состояния мастерства.
На самом деле люди не хотят быть мастерами — они хотят быть лишь подмастерьями у Мияги, у Оямы, у Уесибы, у Фунакоши... много громких имён... Но независимо от цвета пояса и данов, регалий, совершенства техники, знания сложных кат эти "мастера" всё равно лишь подмастерья у кого-то...
Люди не хотят мастерства — они хотят лишь иллюзий мастерства, "даны", хотят ощущать свою важность, превосходство над другими бойцами, над учениками — даже не осознавая этого потаённого, скрытого в подсознании желания. Они хотят быть важными учителями и полагают, что так много знают, так и не поняв при этом чего-то самого, самого важного, не выразимого ни в словах, ни в техниках, ни в катах, ни в стилях... Не поняв той простой сократовской истины: "Я знаю, что ничего не знаю." Не познав Бога... Не освободившись от важности — от гордыни.
Люди не хотят мастерства — ведь мастерство есть путь одиночества, когда глобально один во всей Вселенной, но — о парадокс дзен! — одновременно един со всем, абсолютно со всем — со всеми стилями, направлениями... Един, так как увидел нечто общее во всех разнообразных формах, стилях, так как понял суть, понял присутствие Бога во всём и вся... Ведь Бог всесущь, он во всём и везде. Он и в тебе тоже. Надо только познать Его в себе.
Люди не хотят мастерства — ведь мастерство есть путь одиночества. Это тяжёлый и тернистый путь, когда твоё мнение "может и не стоять в газетах, может и не совпадать с мнением начальства" — но это ты, твоё мнение, твой стиль, а не мнение и стиль Мияги, Оямы, Уесибы... Ты выразил себя, своё божественное начало, а не слепо и бездумно повторил чьё-то мнение. Ты уже не подмастерье у кого-то — ты сам мастер. И хотя зачастую твои техники внешне и выглядят, как техники людей с громкими именами в единоборствах, но это уже твои техники, наполненные иным, твоим смылом, а не чьим-то: ведь у человека две руки и две ноги и невозможно изобрести что-то совсем, совсем новое — все велосипеды давным давно изобретены... Невозможно открыть ничего принципиально нового — всё уже давным-давно имеется во Вселенной, можно лишь открывать что-то новое для себя... не для Вселенной. Можно открыть Бога для себя, в себе... И тогда будешь делать всё тоже самое, что и всегда делал, но открыв для себя, познав в себе. "Основная отличительная особенность мастера в том, что у него нет никаких отличительных особенностей. Пройдёшь в толпе и не заметишь".
Люди не хотят мастерства — ведь мастерство есть путь одиночества. И не каждому, даже очень сильному в единоборствах бойцу под силу этот путь — ведь здесь проявляется сила совершенно иного качества, её не увидеть простым глазом. Бывает, что и сильные с виду люди ломаются как спички, не желая гнуться, чтобы выжить — как та ветка ели под снегом... Часто они искренне думают про себя, что мы такие сильные, ловкие, быстрые, мощные, такие крутые — просто "коса у них никогда на камень не находила", просто никогда они не вели бой со смертью, которая сломает любую крутизну — и даже не заметит этого, со смертью, победить которую можно лишь прогнувшись, сдавшись ей, позволив себе умереть... но затем всё-таки есть шанс возродиться вновь... И только так можно победить её, старуху с косой...
Мастерство есть путь одиночества... В стаде гораздо легче, но как сказал Ницше: "В стадах нет ничего хорошего, даже если они идут за тобой". Мастер же, как в песне Владимира Высоцкого "хотел бы бегать в табуне, но не под седлом и без узды".
"Будь возвышен без высокомерия", — изрёк дзеновский монах. Многие же высокомерны без капли внутренней возвышенности. Перефразируя известное высказывание: "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве", мастер скажет: "Люби боевое искусство в себе, а не себя — свои даны, пояса, своё совершенное выполнение кат и техник... — в боевом искусстве". Забудь о себе, о своём эго, стань пустым и помни лишь о Боге — о Боге в себе. О Вечности...
Мастерство — это не пояс, не дан, не знание и совершенное выполнение изощрённых техник и сложных кат — это состояние души — это жизнь в Боге...
И нет перехода между бытовым и боевым действием, между тренировкой и повседневными действиями.
Истинный удар приходит из пустоты.
|
|